Мария Шмелькова (Хайфа,Израиль). "КРАСНЫЕ КАМНИ ТИМНЫ"

                       
     Мягкое осеннее утро. В Эйлате – разгар «бархатного» сезона. Однако, оставим нежащийся у еще не остывшего моря роскошный курортный город. По узкому шоссе, вьющемуся среди причудливых скал, мы спешим на новую встречу с Историей.
     Неподалеку от Эйлата находится национальный парк Тимна, со знаменитыми  копями царя Соломона. Впрочем, имя великого царя им присвоено весьма условно, т.к. до сих пор нет точного подтверждения тому, что царь Соломон действительно добывал здесь медь и ценные камни. Название появилось в 30-х годах прошлого века, благодаря исследователю Нельсону Глюку, да так и сохранилось, несмотря на то, что более поздние исследования показали, что во времена царя Соломона это место не разрабатывалось. А некоторые ученые считают, что царь продолжал здесь разработки, начатые древними египтянами.
     Несомненно, еще 6000 лет тому назад здесь уже добывали медь. Об этом свидетельствуют наскальные изображения периода неолита, остатки домен и печей, руины жилищ и языческого святилища с жертвенниками и идолами.
     А вот и сами древние обитатели этих мест: несколько исполинских фигур справа и слева от дороги. Выходим поздороваться. При моем небольшом росте довольно трудно дотянуться до руки манекена, охраняющего вход в Красную долину на краю пустыни Аравы…
     Итак, мы въезжаем в места владения Хатхор –  древнеегипетской богини неба, любви, женственности и красоты, «бирюзовой богини», хранящей от сглаза, покровительницы шахтеров и кладоискателей. По всей видимости, у египетских фараонов были неплохие отношения с Хатхор, которая, подобно уральской Хозяйке Медной горы, щедро одаривала их своими богатствами. (Египтяне в союзе с мидийцами и амалекитянами превратили эти места в крупный центр по добыче меди еще более трех тысяч лет назад. Примерно тогда же здесь был возведен храм богини Хатхор.- А.С.).
     Странные фигуры встречаются нам на каждом шагу: диковинные звери, исполинские каменные грибы, гроты и арки, причудливая гора Борег (винт) и, наконец, знаменитые «столбы Соломона». Все это ни что иное, как естественные природные образования, результат многовековой работы солнца, воды и ветра.
     По вырубленным в красном камне ступенькам поднимаемся наверх и любуемся раскинувшейся перед нами долиной, своеобразным «геологическим окном». Величественные каньоны сложены из многоцветных горных пород разной плотности: черного базальта, гранита, белого и красного (нубийского) песчаника. Мягкие породы подвержены эрозии, выветриваются и вымываются, более твердые – остаются. В результате образуются причудливые фигуры, вроде того каменного гриба, который уж никак не сорвешь…
     Красный камень, красные пески. Кое-где находим бирюзовые зернышки: осколки добываемого здесь уникального полудрагоценного «эйлатского камня», редкого природного сплава двух минералов – малахита и лазурита. К сожалению, его здесь осталось очень мало.
     Мы проходим по каменистой площадке, которую словно источил какой-то огромный червь, временами выходя на поверхность земли и оставляя круглые отверстия. Это остатки древних шахт и каменоломен. Некоторые из них неглубоки, в них можно спуститься и, согнувшись, немного проползти, что мы и делаем. Но ощущение – не из приятных.
     Да, незавидна судьба тех, кто с помощью металлического долота и простой мотыги добывал здесь медную руду – ее прожилки и сейчас видны в каменоломнях. Не одна молодая жизнь загублена в этих рудниках. До среднего возраста просто не доживали…
     Подходит к концу недолгий осенний день, и в багровых лучах заходящего солнца горы становятся еще более красными, пылающими. Понятно, почему море в окружении этих гор назвали когда-то Красным…
     В 2008-м году был создан план создания в Тимне Парка альтернативной энергии, где будет сооружена станция, вырабатывающая 200 мегаватт электроэнергии. Она будет работать на энергии солнца и ветра. А в июле 2010-го года правительство утвердило проект строительства международного аэропорта в районе Тимны, который заменит нынешний аэропорт в центре Эйлата. Поговаривают и о том, что, если провести к Эйлату железную дорогу,  этот порт и дорога станут серьезной альтернативой Суэцкому каналу.
     Что ж, поживем – увидим. А пока, прощаясь с Тимной, обязательно заглянем в бедуинский шатер, где нас угостят чашечкой крепкого кофе…


Мария Шмелькова (Хайфа,Израиль).   "КРАСНЫЕ КАМНИ ТИМНЫ" Мария Шмелькова (Хайфа,Израиль).   "КРАСНЫЕ КАМНИ ТИМНЫ" Мария Шмелькова (Хайфа,Израиль).   "КРАСНЫЕ КАМНИ ТИМНЫ" Мария Шмелькова (Хайфа,Израиль).   "КРАСНЫЕ КАМНИ ТИМНЫ" Мария Шмелькова (Хайфа,Израиль).   "КРАСНЫЕ КАМНИ ТИМНЫ" Мария Шмелькова (Хайфа,Израиль).   "КРАСНЫЕ КАМНИ ТИМНЫ" Мария Шмелькова (Хайфа,Израиль).   "КРАСНЫЕ КАМНИ ТИМНЫ" Мария Шмелькова (Хайфа,Израиль).   "КРАСНЫЕ КАМНИ ТИМНЫ" Мария Шмелькова (Хайфа,Израиль).   "КРАСНЫЕ КАМНИ ТИМНЫ" Мария Шмелькова (Хайфа,Израиль).   "КРАСНЫЕ КАМНИ ТИМНЫ" Мария Шмелькова (Хайфа,Израиль).   "КРАСНЫЕ КАМНИ ТИМНЫ" Мария Шмелькова (Хайфа,Израиль).   "КРАСНЫЕ КАМНИ ТИМНЫ" Мария Шмелькова (Хайфа,Израиль).   "КРАСНЫЕ КАМНИ ТИМНЫ" Мария Шмелькова (Хайфа,Израиль).   "КРАСНЫЕ КАМНИ ТИМНЫ"

Имя и фамилия
Комментарий