о. Александр Савичев (Севастополь,Украина)- "КИММЕРИЯ.КАРАДАГ СО СТОРОНЫ МОРЯ." ЧАСТЬ 1
…Здесь стык хребтов Кавказа и Балкан, И побережьям этих скудных стран Великий пафос лирики завещан С первоначальных дней, когда вулкан Метал огонь из недр глубинных трещин И дымный факел в небе потрясал. ……………. Как рухнувший готический собор, Торчащий непокорными зубцами, Как сказочный базальтовый костер, Широко вздувший каменное пламя, — Из сизой мглы, над морем вдалеке Встает стена... Но сказ о Карадаге Не выцветить ни кистью на бумаге, Не высловить на скудном языке. Я много видел. Дивам мирозданья Картинами и словом отдал дань... Но грудь узка для этого дыханья, Для этих слов тесна моя гортань. Заклепаны клокочущие пасти. В остывших недрах мрак и тишина. Но спазмами и судорогой страсти Здесь вся земля от века сведена. И та же страсть и тот же мрачный гений В борьбе племен и в смене поколений.
(М.Волошин) **************** СПРАВКА Кара́-Да́г(в переводе с турецкого, крымскотатарского-«черная гора») — горно-вулканический массив в Восточном Крыму на запад от Феодосии. Максимально высокая точка-вершина горы Святой, 577 метров. Вулканическое происхождение Кара-Дага установлено исследованиями ученого А.А. Прозоровского-Голицина в 1881 году. А в 1885 году член-корреспондент Петербургской Академии наук А. Е. Лагорио составил первую геологическую карту массива. В начале XX века московский ученый-невропатолог Терентий Вяземский открыл на Кара-Даге первую в мире природную биологическую станцию и санаторий для некоторых категорий больных, имевших шанс исцелиться после душевных потрясений среди полной тишины, нарушаемой лишь дивным пением птиц. Основные части горного массива Кара-Даг: Береговой хребет и купол Святой горы в глубине суши. Береговой хребет состоит из хребтов Карагач, Хоба-Тепе, Магнитный и Кок-Кая. На северо-западном склоне Святой горы находится ещё одна вершина — Малый Карадаг. Неповторимость ландшафтов Кара-Дага обусловлена причудливыми прибрежными скальными образованиями. Минералы, встречающихся на Кара-Даге: многочисленные разновидности кварца, халцедон, агат , опал, сердолики разных оттенков, аметисты, цитрины, кварцево-халцедоновый оникс, яшмы. ****************** Во время своего крымского путешествия Александр Пушкин несомненно видел Кара-Даг. Возможно, он даже посетил эти места во время пребывания в Феодосии 16-18 августа 1820 года. Спустя три года после путешествия по Крыму на полях рукописи «Евгения Онегина» появился набросок стоящей в море скалы, в которой нельзя не узнать Золотых Ворот Карадага-самой знаменитой скалы древнего вулкана, стоящей в 85 метрах от берега. Из письма Пушкина к барону А.А.Дельвигу , 1824г. : «… Из Феодосии до самого Юрзуфа ехал я морем. Всю ночь не спал. Луны не было, звезды блистали; передо мною, в тумане, тянулись полуденные горы... „Вот Чатырдаг", сказал мне капитан. Я не различил его, да и не любопытствовал. Перед светом я заснул…»
Из письма поэта к брату Льву (Кишинев. 24 сентября 1820 года): «… Из Керчи приехали мы в Кефу... Отсюда морем отправились мы мимо полуденных берегов Тавриды, в Юрзуф, где находилось семейство Раевского. Ночью на корабле написал я Элегию, которую тебе присылаю…
На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. Я вижу берег отдаленный, Земли полуденной волшебные края; С волненьем и тоской туда стремлюся я, Воспоминаньем упоенный... И чувствую: в очах родились слезы вновь; Душа кипит и замирает…».
P.S. Впервые приехав в Феодосию, я был огорчен изрядно: «нищета глядела со всех углов», множество облупленных фасадов в контрасте с крошечным «центром», иногда отсутствующие люки и решетки на дорогах, запах канализации из «ливневок», заваленный мусором знаменитый Карантин…. Я свернул с магистрали на Коктебель. И через считанные метры внезапно раскрылся сияющий в столпах света мир обожженных полуденным зноем долин и холмов с чарующим переплетением линий, знакомым с детства по волошинским акварелям! Господи! Какое же счастье попасть сюда! Я стремглав проскочил «дурную бесконечность» торговых рядов перед парком и на единственной прохожей аллее в парке. Выйдя на набережную, спросил, где дом Волошина… Курортная вакханалия плескалась у подножия его вертикального силуэта… Я разыскал причал с суденышком, которое должно унести меня отсюда к Карадагу, чей силуэт замыкал бухту на западе. А на востоке в сияющую лазурь моря вползал мыс Хамелеон с лысыми ребристыми боками. А еще дальше на восток это сказочное великолепие завершал серо-стальной, загадочный и притягивающий взгляд силуэт Киик-Атлама, чье название я узнал гораздо позже, как и первозданную свежесть перевода : «прыжок дикой козы». Вот так и родился этот фотоальбом. А я надеюсь приезжать сюда вновь и вновь…
Воспоминаньем упоенный... И чувствую: в очах родились слезы вновь; Душа кипит и замирает…
священник Александр Савичев
|
|