25.03.11. МАРИНА ГРИГА-ЛИХТЕНШТЕЙН(ф-но)-Нидерланды. Мусоргский "Картинки с выставки"
МАРИНА ПЕТРИ-ГРИГА (артистический псевдоним ГРИГА-ЛИХТЕНШТЕЙН) - нидерландская пианистка, родилась в Севастополе в 1962 году. Свое музыкальное образование начала в Севастополе в ДМШ 1 им. Римского-Корсакова, по классу фортепиано, продолжила в Симферопольском музыкальном училище и в Киевском музыкальном училище им. Глиэра. Занималась у знаменитой пианистки П. Зальцман, профессора консерватории в Тель-Авиве. Концертную деятельность начала с 1990 года, регулярно выступала с сольными концертами в Израиле, Германии, Бельгии, Нидерландах. С 1997 года живет в Нидерландах. Марину в музыке интересует все: "С 2001 года я сопровождаю свое выступление коротким рассказом. Великие композиторы были как все люди, из плоти и крови. Что сделала, например, с Чайковским та музыка, которая через его душу искала путь к обыкновенному человеку? Маленький Петя Чайковский был настолько захвачен звуками, а особенно ритмами, что он выстукивал их всюду - по столу, по стулу, по подоконнику, и доводил этим выстукиванием всех домашних до отчаяния. Его выставляли на улицу - он выстукивал их снаружи, по оконному стеклу. И только когда он случайно разбил стекло, при этом порезав руки, родители сжалились, и решили нанять ему учителя музыки". 25 марта Марина дала концерт для членов Объединения православной молодежи «НИКА» и приходского актива Свято-Митрофановской общины Севастополя. «Мне хотелось бы рассказать о Мусоргском и сыграть его “Картинки с выставки". И дело не столько в том, что это знаменитая русская музыка. Ведь далеко не каждый в Европе знает, кто ее написал. Просто эта музыка как бы "озвучивает" Русь во всем мире.…Облик Мусоргского на портрете Репина, вернее контраст между тем, как выглядел Мусоргский в последние месяцы своей жизни, и тем, что он оставил после себя в мире, заставляет задуматься о том, что есть нечто, недоступное нашему представлению о том, как появляется на свет музыка…»- так Марина начала свой рассказ о Мусоргском. От себя хочу добавить, что Марина крещена в православии и является прихожанкой старейшего в Голландии православного прихода в Гааге во имя святой равноапостольной Марии Магдалины (Московский патриархат). Этот приход был основан в начале 19 века легендарной православной королевой Нидерландов- великой княжной Анной Павловной, дочерью Павла Первого и сестрой Александра Первого. Но это уже другая история.
Священник Александр Савичев
P.S. По всей вероятности, видео с этого концерта откроет галерею ОПМ «НИКА» на YouTube. И это будет славное начало!
2011-04-04 20:45 священник Александр Савичев
Спасибо, Марина, но без Вас этот праздник не состоялся бы. Наверно, я боюсь пафоса немного больше Вас. И все же, признаюсь: Вы заставили меня увидеть нечто новое в портрете Женщины. Пересматриваю теперь некоторые свои взгляды. Не далее как месяц назад я пытался «распространяться» на эту тему в частной переписке. Надеюсь, никого не оскорбит нижеприведенная цитата из моего письма. Ведь музыкант немыслим без чувств. В свое время мой дирижер в Ленинграде предупреждал: «Все, что ты освоишь в музыке, останется с тобой на всю жизнь… Как умение плавать…Или кататься на велосипеде…». Так что мы с Вами почти коллеги. Итак…
«…А вот мужская сентиментальность, думаю, очень даже творческая. Ты посмотри, сколько пластики в мужчинах! Герберт фон Караян, Ростропович...огромные оркестры...У каждого из оркестрантов- жуткий норов и вполне законное самомнение настоящего профессионала. И вся эта громада просто «стелется» под его руки...А "ОН" способен расслышать тончайший нюанс в партитуре и передать самое сокровенное чувство...А композиторы? Практически ни одной женщины. ВЕЛИКИЕ художники? То же самое. Конечно, есть масса теток, хорошо рисующих портреты, пейзажи и натюрморты. Только вот до откровений Дали, импрессионистов, Рембрандта, Гойи, Рафаэля, Тициана, Да Винчи им "как до Луны". Женщина хорошо спроектирует максимум жилой дом. Только вот Микельанджело и Гауди поистине неповторимы, их творчество сверхизбыточно, иррационально, надпрагматично и на века. Я вот тоже могу разрыдаться. В детстве- читая "Овода", взрослым- над каким-нибудь фильмом вроде "Царство небесное" Ридли Скотта или "Волшебная страна" Марка Форстера... До глубины души трогают медленные части инструментальных концертов итальянцев эпохи ренессанса-барокко... Иногда и более "мелкие" вещи...Хоть несколько строк Мережковского:
О нет, молю, не уходи!
Вся боль – ничто перед разлукой.
Я слишком счастлив этой мукой,
Сильней прижми меня к груди,
Скажи: «Люблю». Пришел я вновь,
Больной, измученный и бледный.
Смотри, какой я слабый, бедный,
Как мне нужна твоя любовь…»
2011-04-04 20:20 Марина Грига-Лихтенштейн
Дорогой отец Александр! Дорогие все...
Спасибо за незабываемый теплый прием. У вас я действительно почувствовала себя дома, среди своих и отдохнула душой. В беседе за чашкой чая после моего выступления прозвучало много важного, ценного, настоящего понимания – в общем, всего того, что необходимо для заряда бодрости. Отдельное спасибо отцу Александру - Ваша забота при подготовке, понимание настоящих ценностей в жизни и в искусстве, любовь друг к другу и любовь Ваших прихожан к Вам подарили незабываемый вечер и вдохновили не только меня, но и мою дочь. И именно поэтому я верю, что молодежь моего родного города, а значит - и будущее Севастополя - находится в заботливых, добрых и умных руках.
Воспитание молодежи в современных условиях - это нелегкая задача. Молодому человеку, который ищет самовыражения и само-реализации в будущем, приходится в наше время делать свой выбор "здесь" и "сейчас". В этом смысле молодым людям приходится тяжелее, чем было нам. Контрасты стали отчетливее чем когда-либо, и чем человек моложе, тем острее он чувствует и трагическую сторону жизни....
Да поможет Вам Бог во всех Ваших добрых, смелых и замечательных начинаниях, и пусть будет среди нас побольше таких как Вы.
|
|