Мария Шмелькова(Хайфа,Израиль) "МОИ ВЕЛИКОПОСТНЫЕ ПАЛОМНИЧЕСТВА.ИЕРУСАЛИМ."
Люблю наведываться в Иерусалим во время Великого Поста! Это стало уже традицией, какой-то необходимой потребностью – провести день - два в Горненском монастыре, посетить вместе с монахинями ночную службу в Храме Гроба Господня; пройтись по Виа-Долороса (улица Крестного Пути), совершая остановки у святых памятных мест; заглянуть в Александровское подворье, хранящее великую святыню – Порог судных врат. А церковь Успения, с гробницей Богородицы и захоронениями ее святых родителей, а монастырь Марии Магдалины…Всего не перечислить!. Порой тоска по Иерусалиму возникает неожиданно, и тогда я говорю себе: «Пора!» Встаю затемно, чтобы выехать первым рейсом. И вот уже зеленый автобус номер 740 резво мчит меня по добротно натянутому полотну скоростной трассы. Справа – море, слева – гора Кармель, над которой по-восточному лениво поднимается еще не вполне проснувшееся солнце, такое же оранжевое, как апельсины, растущие вокруг. Прекрасна весенняя дорога! То тут, то там проплывают розоватые облачка цветущего миндаля; по обочинам дороги рассыпано множество маленьких солнышек на ветвях мимоз. Я открываю маленький карманный молитвослов и, читая дорожные молитвы, мысленно настраиваюсь на встречу с Великим Городом. Не случайно жители страны, разговаривающие на особом – «высоком» - иврите, никогда не скажут: «ЕХАТЬ в Иерусалим». В Иерусалим не ездят, в Иерусалим ПОДНИМАЮТСЯ. Это ощущение подъема духовного начинается с подъема реального, когда автобус въезжает в узкое каменистое ущелье, обрамленное сосновым лесом. Когда же горы неожиданно расступаются, дух захватывает от той высоты, на которую ты незаметно забрался, и от величественной панорамы города, раскинувшегося на горных склонах. Я не отношусь к тем знатокам Иерусалима, которые знают здесь каждый камушек и, великолепно ориентируясь, чувствуют себя «как рыба в воде». Для этого надо здесь жить и годами изучать этот сложный, многоликий город. Я же познаю его постепенно, с каждым приездом обнаруживая что-то новое. Начальный маршрут у меня обычно один: от Центральной автостанции – к Яффским воротам Старого города. Отсюда удобнее дойти до Храма Гроба Господня. Я уже немного разбираюсь в хитросплетениях узких улочек, иду уверенно и довольно быстро, чтобы опередить шумные толпы туристов. Если очень повезет, может быть и так, что в храме еще почти никого не будет. И тогда с благоговением и радостным трепетом в душе ты свободно входишь в Кувуклию, самое святое место для каждого христианина. И молитва твоя легка, и мысли неторопливы, и рядом – никого, кроме Бога. Второй этаж храма – Голгофа. Склоняюсь перед безжизненной скалой, которой можно коснуться рукой через специальное отверстие. Долго брожу по всем ходам – переходам огромного храма, от придела к приделу. В каком-нибудь укромном уголке почитаю акафист. Поднимусь на крышу храма, где расположены монастырские кельи, и, пройдя через коптскую и эфиопскую церкви, спущусь к скрытому подземному озеру. Здесь холодно, мрачно и сыро. По преданию, подземные воды собираются в расщелине, которая возникла в результате землетрясения в момент гибели Христа. Тем временем, площадь перед храмом заполняется туристами, их беспокойные экскурсоводы размахивают над головами яркими зонтиками. Скромно и чинно входят в храм паломницы: белые платочки, длинные юбки. Перед Кувуклией уже выстроилась длинная и плотная очередь, и чернобородый греческий священнослужитель едва справляется с порядком на входе. Идет первая неделя Поста, время собранности и сосредоточенности всех душевных сил. Время чтения особого Великого покаянного канона Андрея Критского. Пожалуй, нигде так вдохновенно не звучит эта молитва, как в русском Горненском монастыре близ Иерусалима. Конечно же, спешу туда. Но это уже следующая страница моих паломничеств.
|
|