VI молодежная конференция УПЦ. Одесский молодежный театр «Нарния»: «Пир во время чумы».
Но вот, веселье и радость!...« будем есть и пить, ибо завтра умрем!» (пророк Исаия 22:13) *** Тебе, Чума, я песнь пою! Пришла - продли же власть свою! Разишь законника во лжи, попа в усердии ханжи…(Джон Вильсон « Город чумы») *** Пушкину, чтобы написать песню Пира, нужно было побороть в себе и Вальсингама и священника, выйти, как в дверь, в третье. (Марина Цветаева) *** Отлученный от Неба и страшащийся обратиться в прах человек дерзко и вместе с тем беспомощно балансирует между бытием и небытием (Беляк Н.В., Виролайнен М.Н.. “Маленькие трагедии” как культурный эпос новоевропейской истории) *** Но боюсь до крика, до безумной боли Жизни без надежды, без огня и доли, Жизни без надежды, затхлой, топкой, грязной, Мертвенно-свинцовой, жалко-безобразной, Жизни пса, что рвется на цепи голодной, О, проклятье жизни, жизни безысходной! (Хаим Бялик “Одинокая звезда”) ***
Еще на V конференции меня заинтересовал пункт культурной программы: спектакль молодежного одесского театра «Нарния». И я твердо решил познакомиться с творчеством этого коллектива, несмотря на все коллизии с нехваткой времени.
Будучи вооружен видеокамерой и фотоаппаратом, 23 октября без пяти семь вечера я вошел в балаклавский ДК. Сначала показалось, что рабочий день конференции еще не закончился: на сцене о чем-то громко и с дидактическим нажимом говорил священник. Оказалось, что это предисловие к пьесе. Устроившись подальше и с краю (чтобы никому не мешать с видеосъемкой), я вскоре дождался начала спектакля «Пир во время чумы». При беглом прочтении считанных страниц пушкинского текста хватает несколько минут для знакомства с последней из «Маленьких трагедий». Спектакль же длился минут пятьдесят. Сценическое время и пространство «плюс к Пушкину» было щедро дополнено и «разбавлено» монологами, диалогами, пантомимой, песнями и танцами. В заключение спектакля (опять дидактика) прозвучали экзистенциальное пушкинское «Дар напрасный» и поэтический ответ святителя Филарета. Под бурные аплодисменты зрителей-участников конференции молодые артисты вышли «на поклон». Владыка Иона поблагодарил молодежь за креатив. А демиург этого проекта Наталья Брыль персонально представила исполнителей всех ролей и пообещала в следующий раз привезти спектакль, если не ошибаюсь, «Гамельнский крысолов».
Думаю, бессмысленно спорить до одури на тему интеллектуального потенциала современной молодежи. Дарования у всех разные. В конце концов, авторы приведенных выше цитат в положенные сроки тоже были молодыми. Для меня этот спектакль был открытием. Я воочию увидел молодежь, серьезно рефлектирующую на темы классической литературы, в свою очередь, отражающей варианты «решения» универсальных экзистенциальных проблем. Молодежный русскоязычный театр, работающий с золотым фондом мировой классики, да еще и в таком поликультурном конгломерате как «Одесса-мама»! Просто сказочно! Особенно на фоне оскопленной возни «радетелей» русской культуры в Украине с их «частушками» и мрачных интеллектуальных "вывихов" на православных интернет-форумах с цитатами из сочинений некоторых отцов Церкви, направленными против театра. Ребята молодцы! В их игре на сцене просматривалась серьезная репетиционная подготовка вкупе с интеллектом каждого из участников. Лично я пожелал бы им все же избегать нарочитой дидактичности. Шекспировские король Лир и Гамлет способны потрясти своей судьбой вовсе не потому, что со сцены назойливо кричат: «Плачьте!». Нравственные выводы имеют наибольшую ценность, когда они сделаны в глубинах души самостоятельно. Это касается и Пушкина, оставившего,кстати,немало инвектив на тему пресловутого ныне «русского мира». Для современных мифотворцев приведу хотя бы одну из них:
Все так же люди лицемерят, Все те же песенки поют, Клеветникам как прежде верят, Как прежде все дела текут; В окошки миллионы скачут, Казну все крадут у царя, Иным житье, другие плачут, И мучат смертных лекаря, Спокойно спят архиереи, Вельможи, знатные злодеи, Смеясь, в бокалы льют вино, Невинных жалобе не внемлют, Играют ночь, в сенате дремлют, Склонясь на красное сукно; Все столько ж трусов и нахалов, Рублевых столько же Киприд, И столько ж глупых генералов, И столько ж старых волокит.
Пушкин не был дидактиком и уж тем более клерикалом. И на своей личной Голгофе он остался православным христианином, приняв перед смертью Причастие и простив своих врагов.
23.11.2013 священник Александр Савичев
P.S. После спектакля я пробрался за кулисы. Там было довольно опасно в виду разложенных реечек, державших единственную скромную декорацию спектакля. Пришлось шагать как цапля. Зато мне удалось взять интервью у одной из молодых актрис - Алисы Брыль. А заодно сфотографировать всех вместе и с вышеупомянутым батюшкой, который оказался Настоятелем одесской Кирилло-Мефодиевской общины, с которой, как я понял, у театра какие-то особые отношения. Дружба-это всегда здорово.
|
|