VI молодежная конференция УПЦ. 35 батарея.
Времена не выбирают, В них живут и умирают, Большей пошлости на свете Нет, чем клянчить и пенять. Будто можно те на эти, Как на рынке, поменять.
Сколько же мудрости и правды в словах советского поэта Александра Кушнера.… Думаю, они актуальны для любой эпохи и любого события. Именно поэтому я решил начать с них рассказ о 35 батарее на мысе Херсонес в окрестностях Севастополя. Именно там завершился четвертый день работы VI молодежной конференции УПЦ. Индивидуальность восприятия мест и событий не подлежит сомнению. И мое первое знакомство с этим местом навсегда запечатлено двумя словами: Мужество и Предательство. Открыв фотоархив, я определил дату моего первого посещения 35 батареи. Это было 30 октября 2009 года. Известный севастопольский бард, поэт, журналист и общественный деятель Андрей Соболев пригласил меня на концерт-реквием на 35 батарее. Андрей предложил мне выступить- спеть, сказать. Увы, в суете дней я только в самый день акции нашел в интернете текст и минус песни «Темная ночь», заодно узнав, что автор слов этой песни Владимир Агатов в 1949 году был репрессирован и отсидел семь лет. Минус оказался высоковат для меня, а я еще не знал о существовании простейшего звукового редактора Audacity. Поэтому на концерте-реквиеме я прочитал Некрасова «Внимая ужасам войны, При каждой новой жертве боя...». Там и без меня было кому петь. На привезенных белых пластиковых креслах в холодном помещении бывшей силовой станции сидели ветераны. А перед ними выступали… Я не запомнил никого, кроме их рассказов. Этими рассказами можно иллюстрировать учебник по психологии катастроф. На узкой полосе земли над обрывистым морским берегом оказались десятки тысяч солдат и матросов, эвакуация которых никем и не предполагалась. Без еды, без воды, без медицинской помощи. Они пытались пить морскую воду и от концентрации соли начинали сходить с ума. Суициды-самострелы стали приобретать черты конвейера. Одна девушка из медслужбы несколько раз выходила из казематов, чтобы застрелиться. Но так и не смогла нажать курок. Благодаря этому родился ее сын, который и рассказал о своей матери на концерте-реквиеме. Кажется, это был седой актер, великолепно певший под собственный гитарный аккомпанемент. Еще я запомнил рассказ о том, как военные в недоумении начали стрелять в воздух, увидев адмирала Октябрьского, направлявшегося с офицерами к самолету. Кто-то из Одессы рассказал, как после войны по воскресным дням грохотали на Привоз инвалидные тележки сотен безногих солдат. И как в один день наступила тишина- партийная номенклатура убрала с глаз долой этих калек (и не только в Одессе). Но самое сильное впечатление от рассказов - это когда солдаты от наступавших фашистов спустились под скалы на узкий каменистый берег. Их апокалипсис не закончился там, у окровавленных волн с тысячами трупов. Когда колонна пленных входила в Бахчисарай, ее хвост только выползал из Инкермана…
Сообщение Советского Информбюро от 3 июля 1942 года: «Севастополь оставлен советскими войсками…». Но они сражались там, на выжженных камнях мыса Херсонес, и третьего июля, и десятого…
После концерта-реквиема мне посчастливилось попасть на «VIP-экскурсию» и пройти по туннелеобразным poterne и казематам этого грандиозного форта. Рассказ экскурсовода - спокойный, неторопливый, без тени аффекта. Но от этого смысл рассказанного лишь теснее сплавляется с сознанием и памятью слушающих. Последний переход и экскурсовод с лязгом железа открывает дверь аварийного выхода. Уже очень поздно и в открывшейся темноте мы лишь слышим шум набегающей волны. И в этом шуме – все нравственное безразличие природы. Наверно, так шумели волны и тогда, в те беспримерно трагические июльские дни и ночи. Вспомнилась эпитафия спартанцам на Фермопилах: «Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне, что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли…». Пантеон на 35 батарее еще не был построен. Поэтому тогдашняя экскурсия закончилась здесь, над последним пристанищем защитников Севастополя. С этого каменистого берега они шагнули в Вечность. Монтируя видео, я сначала не собирался оставлять много фрагментов с переходами по туннелям-потернам. Но, просмотрев отснятый материал, понял, что они подчеркивают циклопические масштабы этой подземной крепости. И оставил все как есть. Итак, видео- с экскурсии 24.10.13. А мой рассказ - о первом посещении этого места 30.10.09. Уж не знаю почему, но пробежка по форту с делегатами конференции… Как говорили древние: «Наиболее глубокие реки текут с наименьшим шумом».
27.11.13 священник Александр Савичев
|