«Укажите мне край, где светло от лампад…»

В медиа-пространстве России и Украины уверенно поселилась война со всеми подробностями: сбитые самолеты, вертолеты, артобстрелы, казни, беженцы, похищения и покушения с исчезновениями. Обыватель быстро привыкает к военным сводкам и они приобретают видимость неизбежности наряду со «смертью и налогами». И уж коли беженцы прибывают в Крым, то, похоже, он становится прифронтовой зоной.


Не секрет, что происходящие события вызывают полярные оценки и полярные чувства. И эта поляризация растаскивает людей, как магнит - опилки. Хочется верить, что на этом геополитическом сквозняке людям жизненно необходимо такое реальное место, где можно передохнуть, осмыслить себя заново и начать, что называется, «с чистого листа». Место, где тебя никто не будет вынуждать или провоцировать говорить гадости. Место, где царствует безусловная ( по образу родительской) любовь. Одним из таких мест призвана быть Православная Церковь. Как пел незабвенный Высоцкий:

Укажите мне край, где светло от лампад.
Укажите мне место, какое искал, -
Где поют, а не стонут, где пол не покат…

**
Попробуйте угадать - откуда эти цитаты: «Будучи по происхождению малороссом – бздливой, продажной и нерешительной чебуречиной… Будучи малороссом, для которого понятия Чести, Совести и Правды являются понятиями рудиментарными и совершенно ненужными…»?  Поисковик  приведет вас на сайт tavrinfo.com, где справа вверху написано : «Выше чести только Бог».  Этот же текст в положительном смысле приводится на ресурсе под названием «Православный Севастополь». Хотя  определения «малороссов» остались на tavrinfo.com, но и в урезанном виде цитата  содержит немало лингвистических «шедевров»: «бунт чурбаньих попов… взбесившиеся попы… два эти чурбаньих скота… мерзостная скотина… гнида педальная… стараниями этой взбесившейся чуркобесины…» Что «растрогало», так это подпись под цитатой: «Генеральный директор миссионерских движений во Вселенной». Она же - Татьяна Родионова. Если с автором определений «малороссов» я незнаком, то этого нельзя сказать о Родионовой.
**
 С Татьяной я познакомился в далеком 1997 году незадолго до принятия сана, в последний год своего пребывания регентом севастопольского Покровского собора. Увы, светлых воспоминаний - ноль. Разве кроме ее больших глаз и более-менее оформленной  речи. Татьяна в те времена, если не ошибаюсь, была «неофитом» и довольно энергично пыталась понять «внутреннюю иерархию» прихода. Особо гадать тут не приходилось. И Татьяна, будучи сообразительной светской особой, в считанные недели разгадала этот «ребус». А разгадав, стала изображать «правую руку настоятеля». Я же впервые столкнулся с ней по довольно странному поводу. Татьяна методично снимала канцелярские кнопки с развешенных мною на церковных стендах материалов и прикрепляла ими свои. Иногда она меняла «гнев на милость». Например, узнав о предстоящем рукоположении, непрошено обещала «вымолить» меня в  открывавшийся приход в Студгородке. Такой себе «арбитр изящества» (читай «Камо грядеши»), только в юбке. Я  все это молча наблюдал и выслушивал, мечтая побыстрее унести ноги из «серпентария».

Став священником, много лет  Родионову не видел и не слышал. Пока один из  благочинных не вручил мне стопку визиток с координатами  нового интернет-ресурса под названием «Православный Севастополь». «Раздашь своим наиболее продвинутым прихожанам», - сказал он. Прежде чем раздавать, я поинтересовался содержанием ресурса. Каково же было удивление! Стройно-тесные ряды безапелляционных постов под авторством «Генерального директора миссионерских движений во Вселенной»! Татьяна оказалась далеко не пушкинской. Помните? «Увы, Татьяна увядает, бледнеет, гаснет и молчит…»

Тут я ловлю себя на злословии и останавливаюсь.  Зачем я пишу об этом? Да потому  что в пространство Церкви медленно и верно вползает та же самая война. Только в другом обличии.  И на горизонте уже маячат духовные «беженцы, погорельцы, казненные и без вести пропавшие».
**
 По опыту туриста знаю, как иногда полезно, заблудившись, возвратиться к исходной точке. Шовинисту любой национальности, искренне считающему себя православным, стоит перечитать 28 главу от Матфея: «Итак, идите, научите все народы». Этот императив Христа не содержит никаких изъятий по национальному признаку. И вышеприведенные «перлы»  про «малороссов» в свете Евангелия становятся преступлением. И такие преступления совершаются ежедневно и ежечасно на множестве ресурсов, чьи месседжи щедро пересыпаны религиозной терминологией.
**
 Как известно, зловещей квинтэссенцией расово-национальных предрассудков в новейшей истории стал германский нацизм. Особенно пикантно выглядели отношения рейха с немецкими христианами. Например, известно письмо лютеранского пастора Райхельманна редактору немецкой газеты: «Мы с энтузиазмом поддерживаем вашу борьбу с жаждущими нашей смерти еврейскими жуками, которые делают подкоп под наш народ... Это относится также и к тем друзьям еврейства, которых можно найти даже в рядах протестантских пасторов. Мы будем сражаться бок о бок с вами и не сдадимся до тех пор, пока эта борьба со всеми евреями и всеми убийцами нашего Спасителя не будет доведена до победного конца в Духе Христа и Мартина Лютера».

Письмо пастора не о «малороссах», но тоже в тему. Будучи регентом в  Покровском соборе, я однажды поднял по звонку телефонную трубку. Какая-то воистину «чуркобесина» стальным змеиным полушепотом проскребла : «А вы знаете, что у вас в хоре поет еврейка?» Конечно же, я знал. Теперь она живет в Хайфе, пишет православную церковную музыку, причащается, часто ездит в Иерусалим, Вифлеем и т.д. Но возвращаемся к третьему рейху.

Ладно там, пастор Райхельманн, почувствовавший собственный «голос крови». Ну уж православные  то кичливо - надменно - «умудренные»  иерархи должны были разглядеть антихристианскую сущность нацистских теорий и практик?  «Эвтаназия» психически  больных немцев,  нюрнбергские расовые законы 1935 года…  Увы…   Как выяснилось, православие  «сочетается»  с чем угодно. В  1938 году митрополит Анастасий (Грибановский), глава РПЦЗ, направил Гитлеру благодарственное письмо по поводу закона об имуществе РПЦЗ в Германии и выделения денег на сооружение собора в Берлине:  «Моления о Вас будут возноситься не только в сём новопостроенном храме и в пределах Германии, но и во всех православных церквах. Ибо не один только германский народ поминает Вас с горячей любовью и преданностью перед Престолом Всевышнего: лучшие люди всех народов, желающие мира и справедливости, видят в Вас вождя в мировой борьбе за мир и правду....Ваш подвиг за германский народ и величие германской Империи сделал Вас примером, достойным подражания, и образцом того, как надо любить свой народ и свою родину, как надо стоять за свои национальные сокровища и вечные ценности... Вы воздвигли дом Небесному Владыке. Да пошлет же Он Свое благословение и на дело Вашего государственного строительства, на создание Вашей народной империи. Бог да укрепит Вас и германский народ в борьбе с враждебными силами, желающими гибели и нашего народа. Да подаст Он Вам, Вашей стране, Вашему Правительству и воинству здравие, благоденствие и во всем благое поспешение на многая лета».

Владыке Анастасию в июне 1941 года вторил архиепископ Серафим (Лядэ): « Христолюбивый Вождь германского народа призвал свое победоносное войско к новой борьбе, к той борьбе, которой мы давно жаждали… как первоиерарх Православной Церкви в Германии, я обращаюсь к вам с призывом. Будьте участниками в новой борьбе, ибо эта борьба и ваша борьба…  "Спасение всех", о котором Адольф Гитлер говорил в своем обращении к германскому народу, есть и ваше спасение,— исполнение ваших долголетних стремлений и надежд».
 

И опять возвращаемся к митрополиту Анастасию. Пасхальное послание в 1942 году: «Настал день, ожидаемый им [русским народом], и он ныне подлинно как бы воскресает из мёртвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы. И древний Киев, и многострадальный Смоленск, и Псков светло торжествуют своё избавление как бы из самого ада преисподнего».

Читая и слушая речи иерархов, в ряды коллаборационистов становились десятки и сотни тысяч русских людей, искренне считавших себя православными. 
**
Помню слова профессора-протоиерея Иоанна Белевцева (ЛДАиС): «Подлинный интернационализм возможен только в Церкви». Без него ( и не только без него) христиане  становятся «обуявшей солью» [Мф. 5;13]. И начинаются страсти-мордасти на  православных «форумах» и «глубокомысленных» порталах, превратившихся в шовинистическую помойку. И становятся воистину пророческими слова незабвенного Владимира Высоцкого:

В дом заходишь как
Все равно в кабак,
А народишко -
Каждый третий - враг.
Своротят скулу,
Гость непрошенный!
Образа в углу -
И те перекошены…
Свет лампад погас,
Воздух вылился...
Али жить у вас
Разучилися?...

«Траву кушаем,
Век - на щавеле,
Скисли душами,
Опрыщавели…
Испокону мы -
В зле да шепоте,
Под иконами
В черной копоти».

И из смрада, где косо висят образа,
Я, башку очертя гнал, забросивши кнут,
Куда кони несли да глядели глаза…

02.07.14                         А.С.



Имя и фамилия
Комментарий