|
"Провинциальные записки" I.Лавровый переулок
( Августин Блаженный ) *** Несмотря на младенчество, я облазил вдоль и поперек дом в Лавровом переулке- огромный светлый коридор на втором этаже, пресловутая общая ванна с туалетом, двор с кедром и живыми белками, приветливые евреи, выглядывающие из своих «пеналов»… Увы, в отдельной квартире отец с матерью так и не помирились. У меня до сих пор в глазах картина: они в ожесточении стоят друг напротив друга. Мать сопротивляется неизвестно чему высоко поднятыми руками и их с отцом ладони сцепились в вышине надо мной … *** О послевоенной Ялте сохранилось множество семейных преданий. Сытный тихий городок-витрина СССР для множества приезжавших иностранцев. На набережной можно было купить бочонок засоленной керченской селедки, карандашом написать адрес и отправить по почте. В продаже была красная и черная икра вкупе со свежей осетриной. Мать работала поваром в интуристской «Ореанде». Рассказывала истории о круизных русских эмигрантах, плакавших и целовавших ялтинскую землю. И о некоем приготовленном ею блюде для патриарха Алексия I, заглянувшего в Ялту. Трудно сомневаться, что его кормили именно в «Ореанде». «Куртуазный» старец (определение потомственного аристократа-патриарха, данное ему Марком Поповским) вызвал повара в банкетный зал и поблагодарил: «Спасибо, детка. Очень вкусно». *** По линии матери мои предки частично были потомственными крымчанами. Дед, Лаврентий Иванович Евсютин, родился и вырос под Керчью в селе Капканы (уж не знаю, как оно называется сейчас). Деда ( слава Богу) уж точно нельзя отнести к переселенцам, вселившимся в татарские дома после их депортации. Он воевал в Красной армии, пережил плен, фильтрацию СМЕРШа, штрафбат «смертников» (совок не прощал плен) и встретил День Победы где-то под Будапештом. Туда же, в Венгрию, из послевоенной Ялты хотели командировать маму. Она рассказывала об анкете, в которой указала время плена отца. Вызвавший ее кагэбэшник подчеркнуто вежливо сообщил об ошибке: «Ваш отец был в плену с такого-то по такое-то…» В Венгрию мама не попала и я остался в Крыму. *** Сестра деда, Раиса Ивановна, всю жизнь прожила в старинном доме прямо над Александро-Невским собором: две пузатых колонны у подъезда и печки с изразцами. Такая же коммуналка. Тетке Раисе там принадлежала большая комната с балконом, с которого были видны лампадки в арочных окнах собора. Иногда был слышен хор. Напротив комнаты через узенький коридор была ее кухня. Такой маленькой кухни я больше нигде не видел - от силы два квадратных метра. Там было полно раритетных кухонных «причиндалов». Теснота в кухне не мешала тетке печь архивкуснейшие пироги с морковью и еще чем-то. У тетки было несколько старинных икон, доставшихся ей в наследство от соборного священника Нефедова. С ним и с теткой связано странное семейное предание. Оба они пережили оккупацию в Ялте. Тетка была очень кудрявая. И немецкий офицер однажды на улице настрого запретил ей ходить с непокрытой головой - иначе она «отправится вместе с евреями» известно куда. Якобы для подстраховки благоволивший к тетке вдовый Нефедов женился на ней, чем нарушил церковные каноны. Фамилию Нефедова я встречал в известной блестящей монографии Марка Поповского об архиепископе Крымском Луке. Владыка уже после войны наложил на Нефедова какие-то дисциплинарные взыскания. Но это не было связано с его якобы вторым браком. Тем не менее, конец земной жизни Нефедов встретил именно с теткой Раисой. И в память об этом я храню доставшуюся от него и восхищавшую меня с детства замечательную палехскую икону Спасителя. *** Когда мне было лет шесть, мама навсегда покинула Ялту и отца. Мы перебрались в Севастополь, где, как уверяли маму врачи, для моих частых бронхитов был более здоровый степной воздух. Часто приезжали в Ялту к родне. Долгий утомительный путь убогого советского автобуса проходил через Орлиное, Байдары и жуткий спуск с перевала - так называемый «тещин язык» (ныне полуразрушенное шоссе ниже форосской церкви, по которому можно только пройти или проехать на мотоцикле). На этом участке некоторых пассажиров укачивало до рвоты. Водитель часто останавливался, чтобы пассажиры «облегчились». Затем была более-менее сносная дорога до Оползневого (верхнее шоссе прямо под Форосской стеной). Если ехали последним автобусом, то на одном из поворотов объездной дороги над Ялтой в темноте неожиданно открывалась бархатная бездна с сотнями огней. Это были ялтинские закоулки, ползущие на Поликуровский холм. Тогда не было никаких диодных и «экономных» ламп. Только лампы накаливания, развешенные на простецких столбах. Никаких неоновых реклам и огней современных высоток. Стоит закрыть глаза, как я снова созерцаю эту мерцающую бездну, которая из окна автобуса казалась почти под ногами. И понимаю, что это «только» память… |
|
Все материалы данного сайта защищена Законом РФ об авторском праве и смежных правах
|